Для управления финансами необходимо владеть определенными инструментами и навыками, к которым относятся: финансовый анализ, финансовое планирование и прогнозирование и бюджетирование. Достижение поставленных целевых показателей возможно только если вы с установленной периодичностью анализируете фактические финансовые показатели своего бизнеса.

Что такое финансовый анализ

 

Для управления финансами необходимо
владеть определенными инструментами и навыками, к которым относятся: финансовый
анализ, финансовое планирование и прогнозирование и бюджетирование. Достижение
поставленных целевых показателей возможно только если вы с установленной
периодичностью анализируете фактические финансовые показатели своего бизнеса.

 

Задача финансового анализа — оценка финансового положения организации для
принятия управленческих решений в области финансового управления для характеристики
финансового состояния и финансовых результатов организации, направлений
бизнеса, группы компаний. Основываясь на данных о прошлой деятельности
организации, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности
финансового состояния организации в будущем.

 

Финансовый анализ (financial analysis) — инструмент для изучения основных параметров,
коэффициентов и пропорций, которые позволяют оценить финансовое состояния
организации и его изменения.

 

Различают внешний и внутренний финансовый анализ

Внешний финансовый анализ проводят для внешних по отношению к предприятию пользователей – партнеров, инвесторов и кредиторов; государственных и муниципальных органов управления, общественных организаций и союзов и т. п. Для них информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов, для оценки его несостоятельности (банкротства)). Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую (публичную) финансовую информацию организации и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора – с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать и пр.

Внутренний финансовый анализ проводят для  внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся финансовые менеджеры организации. Результаты внутреннего финансового анализа необходимы для оценки финансовой деятельности хозяйствующие субъекты и подготовки решений о корректировке  принятых управленческих решений в области финансового управления. Для проведения внутреннего финансового анализа часто не достаточно информации, содержащейся в стандартной финансовой (бухгалтерской) отчетности, и возникает необходимость использовать данных внутреннего управленческого учета. В процессе внутреннего финансово анализа наибольший упор делают на понимание причин происходящих изменений финансового состояния организации и поиск решений, направленных на его улучшение. В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением организации в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений, направлений деятельности организации и отдельных видов продукции.

При проведении финансового анализа используется совокупность методов и приемов, среди которых чаще других используются:

Горизонтальный анализ (horizontal analysis) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим или любым (базисным) периодом. В рамках горизонтального анализа рассчитывают абсолютное отклонение, относительное отклонение (темп прироста) и темп роста показателя текущего года по сравнению и предыдущим (или базисным) годом.

Вертикальный, структурный анализ (vertical analysis) – заключается в определении долей каждой составляющей итогового показателя.

Трендовый анализ (trend analysis) – сравнение значение показателя с рядом показателей предшествующего периода и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики изменения показателя (ретроспективный анализ). С помощью  построения тренда проводят перспективный прогнозный анализ, результаты
которого используются в финансовом прогнозировании.

Сравнительный, пространственный анализ (comparative analysis) – это внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям деятельности организации, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ (factor analysis) — применяется для изучения влияний различных факторов на результирующий показатель. Для правильного проведения факторного анализа необходимо корректное представление экономического явления в форме математического выражения (функции). Процесс описания экономических явлений называют  экономическим (финансовым) моделированием.

Коэффициентный анализ (financial ratios) – заключается в расчете отношений между
показателями  финансовой отчетности или показателями разных форм отчетности. В рамках коэффициентного анализа устанавливается взаимосвязь между различными коэффициентами. Основная сложность коэффициентного анализа заключается в выборе критических (нормативных) значений показателя и подготовка аналитических выводов по результатам значений показателей.

 

Коэффициентный финансовый анализ проводится по
направлениям
:

·   анализ имущественного положения;

·   анализ ликвидности и платежеспособности;

·   анализ финансовой устойчивости;

·   анализ рентабельности и деловой активности;

·   анализ денежных потоков;

·   анализ  доходности финансовых активов (положения на рынке ценных бумаг);

·   анализ вероятности банкротства.

 

 

 

В коэффициентном финансовом анализе применяются группы коэффициентов:

  ·   коэффициенты использования активов;

  ·   коэффициенты ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;

  ·   коэффициенты денежного потока;

  ·   коэффициенты рыночной стоимости;

  ·   коэффициенты рентабельности.

 

Коэффициенты использования активов используются для оценки эффективности
использования активов в сравнительном коэффициентном анализе. К показателям этой группы относятся коэффициенты оборачиваемости  различных элементов активов. Чем выше коэффициенты оборачиваемости, тем выше деловая активность хозяйствующие субъекты, и оценка работы финансовых менеджеров по направлению управления активами. Важнейшим фактором, влияющим на рост коэффициентов этой группы, является рост выручки  за оцениваемый период при одновременном снижении вложений в активы (основные средства, запасы, дебиторскую задолженность и пр.) 

Коэффициенты ликвидности характеризуют способность компании своевременно и в полном объеме погашать свои краткосрочные обязательства. Принято рассчитывать коэффициент абсолютной ликвидности, срочной ликвидности, текущей ликвидности   и общей (комплексной) ликвидности.

Коэффициенты платежеспособности характеризуют наличие у организации средств, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.

Коэффициенты финансовой устойчивости показывают степень обеспеченности активов компании собственными источникамифинансирования. В эту группу показателей входят коэффициент финансовой независимости (автономии), коэффициент обеспеченности запасов  источниками формирования, коэффициент финансового рычага (финансового риска) и др.

              Коэффициенты денежного потока позволяют оценить эффективность использования денежных средств  организации. Эта группа коэффициентов включает: коэффициент участия текущей деятельности в формировании положительного денежного потока, коэффициент участия инвестиционной деятельности в формировании отрицательного денежного потока, коэффициент качества  чистого денежного потока и др.

Коэффициенты рыночной стоимости (рыночной оценки эффективности) позволяют выявить, как соотносятся рыночная цена акции общества с ее учетной ценой, доходом на акцию и дивидендами. Эта группа показателей используется при оценке деятельности открытых акционерных обществ (ОАО). К показателям этой группы относятся: доход на акцию, балансовая стоимость акций, коэффициент котировки акций, дивидендная доходность

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) характеризуют отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатели рентабельности отражают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д. 


         Финансовый анализ позволяет финансовому менеджменту оценить финансовое состояние организации в прошедшие периоды и служит основой для составления финансовых планов и т.д.

Приглашаю присоединиться ко мне в социальных сетях: