Что такое финансовый анализ
Для управления финансами необходимо
владеть определенными инструментами и навыками, к которым относятся: финансовый
анализ, финансовое планирование и прогнозирование и бюджетирование. Достижение
поставленных целевых показателей возможно только если вы с установленной
периодичностью анализируете фактические финансовые показатели своего бизнеса.
Задача финансового анализа — оценка финансового положения организации для
принятия управленческих решений в области финансового управления для характеристики
финансового состояния и финансовых результатов организации, направлений
бизнеса, группы компаний. Основываясь на данных о прошлой деятельности
организации, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности
финансового состояния организации в будущем.
Финансовый анализ (financial analysis) — инструмент для изучения основных параметров,
коэффициентов и пропорций, которые позволяют оценить финансовое состояния
организации и его изменения.
Различают внешний и внутренний финансовый анализ
Внешний финансовый анализ проводят для внешних по отношению к предприятию пользователей – партнеров, инвесторов и кредиторов; государственных и муниципальных органов управления, общественных организаций и союзов и т. п. Для них информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов, для оценки его несостоятельности (банкротства)). Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую (публичную) финансовую информацию организации и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора – с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать и пр.
Внутренний финансовый анализ проводят для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся финансовые менеджеры организации. Результаты внутреннего финансового анализа необходимы для оценки финансовой деятельности хозяйствующие субъекты и подготовки решений о корректировке принятых управленческих решений в области финансового управления. Для проведения внутреннего финансового анализа часто не достаточно информации, содержащейся в стандартной финансовой (бухгалтерской) отчетности, и возникает необходимость использовать данных внутреннего управленческого учета. В процессе внутреннего финансово анализа наибольший упор делают на понимание причин происходящих изменений финансового состояния организации и поиск решений, направленных на его улучшение. В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением организации в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений, направлений деятельности организации и отдельных видов продукции.
При проведении финансового анализа используется совокупность методов и приемов, среди которых чаще других используются:
Горизонтальный анализ (horizontal analysis) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим или любым (базисным) периодом. В рамках горизонтального анализа рассчитывают абсолютное отклонение, относительное отклонение (темп прироста) и темп роста показателя текущего года по сравнению и предыдущим (или базисным) годом.
Вертикальный, структурный анализ (vertical analysis) – заключается в определении долей каждой составляющей итогового показателя.
Трендовый анализ (trend analysis) – сравнение значение показателя с рядом показателей предшествующего периода и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики изменения показателя (ретроспективный анализ). С помощью построения тренда проводят перспективный прогнозный анализ, результаты
которого используются в финансовом прогнозировании.
Сравнительный, пространственный анализ (comparative analysis) – это внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям деятельности организации, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной компании с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ (factor analysis) — применяется для изучения влияний различных факторов на результирующий показатель. Для правильного проведения факторного анализа необходимо корректное представление экономического явления в форме математического выражения (функции). Процесс описания экономических явлений называют экономическим (финансовым) моделированием.
Коэффициентный анализ (financial ratios) – заключается в расчете отношений между
показателями финансовой отчетности или показателями разных форм отчетности. В рамках коэффициентного анализа устанавливается взаимосвязь между различными коэффициентами. Основная сложность коэффициентного анализа заключается в выборе критических (нормативных) значений показателя и подготовка аналитических выводов по результатам значений показателей.
Коэффициентный финансовый анализ проводится по
направлениям:
· анализ имущественного положения;
· анализ ликвидности и платежеспособности;
· анализ финансовой устойчивости;
· анализ рентабельности и деловой активности;
· анализ денежных потоков;
· анализ доходности финансовых активов (положения на рынке ценных бумаг);
· анализ вероятности банкротства.
В коэффициентном финансовом анализе применяются группы коэффициентов:
· коэффициенты использования активов;
· коэффициенты ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости;
· коэффициенты денежного потока;
· коэффициенты рыночной стоимости;
· коэффициенты рентабельности.
Коэффициенты использования активов используются для оценки эффективности
использования активов в сравнительном коэффициентном анализе. К показателям этой группы относятся коэффициенты оборачиваемости различных элементов активов. Чем выше коэффициенты оборачиваемости, тем выше деловая активность хозяйствующие субъекты, и оценка работы финансовых менеджеров по направлению управления активами. Важнейшим фактором, влияющим на рост коэффициентов этой группы, является рост выручки за оцениваемый период при одновременном снижении вложений в активы (основные средства, запасы, дебиторскую задолженность и пр.)
Коэффициенты ликвидности характеризуют способность компании своевременно и в полном объеме погашать свои краткосрочные обязательства. Принято рассчитывать коэффициент абсолютной ликвидности, срочной ликвидности, текущей ликвидности и общей (комплексной) ликвидности.
Коэффициенты платежеспособности характеризуют наличие у организации средств, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения.
Коэффициенты финансовой устойчивости показывают степень обеспеченности активов компании собственными источникамифинансирования. В эту группу показателей входят коэффициент финансовой независимости (автономии), коэффициент обеспеченности запасов источниками формирования, коэффициент финансового рычага (финансового риска) и др.
Коэффициенты денежного потока позволяют оценить эффективность использования денежных средств организации. Эта группа коэффициентов включает: коэффициент участия текущей деятельности в формировании положительного денежного потока, коэффициент участия инвестиционной деятельности в формировании отрицательного денежного потока, коэффициент качества чистого денежного потока и др.
Коэффициенты рыночной стоимости (рыночной оценки эффективности) позволяют выявить, как соотносятся рыночная цена акции общества с ее учетной ценой, доходом на акцию и дивидендами. Эта группа показателей используется при оценке деятельности открытых акционерных обществ (ОАО). К показателям этой группы относятся: доход на акцию, балансовая стоимость акций, коэффициент котировки акций, дивидендная доходность.
Коэффициенты рентабельности (прибыльности) характеризуют отношение (уровень) прибыли к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатели рентабельности отражают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.
Финансовый анализ позволяет финансовому менеджменту оценить финансовое состояние организации в прошедшие периоды и служит основой для составления финансовых планов и т.д.
Пользовательское соглашение (публичная оферта)
Все права защищены © Finlevels 2020