Для оценки макроэкономической среды, позиции компании на рынке, потенциала и направление бизнеса используют PEST-анализ. Это инструмент, позволяющий выявить политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность компании. Применяется в качестве инструмента анализа макроэкономической среды бизнеса.
Для проведения PEST-анализа факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы. Можно проводить PEST-анализ по методу «мозгового штурма» в несколько этапов.
На первом этапе участники анализа определяют и указывают временной отрезок, на который рассчитан анализ, выделяют и записывают на доске или большом листе бумаги наиболее крупные факторы внешней среды по каждому из четырех рассматриваемых блоков.
На втором этапе по каждому из выделенных крупных факторов определяются и записываются те явления и события, которые особенно сильно могут воздействовать в будущем на предприятие.
На третьем этапе выделенные факторы следует разделить на положительные и отрицательные, создающие для предприятия новые ограничения и угрозы.
На четвертом этапе рекомендуется задать ряд вопросов по каждому из выявленных положительных факторов, сформулировать и затем зафиксировать письменно ответы на них.
На пятом этапе задаются аналогичные вопросы по каждому из факторов, которые могут оказать отрицательное влияние. Исходя из полученных результатов, вносятся необходимые поправки в работу предприятия.
Главная задача PEST-анализа – это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В зависимости от динамики изменения тех или иных факторов какие-то из них будут улучшаться, а какие-то – ухудшаться. Задача разрабатываемой стратегии развития предприятия – учесть данный прогноз и максимально нейтрализовать негативное влияние этих факторов.
Политические факторы | Экономические факторы |
---|---|
Текущее законодательство на рынке Будущие изменения в законодательстве Международное законодательство Регулирующие органы и нормы Правительственная политика Регулирование конкуренции Торговая политика Ужесточение госконтроля Выборы на всех уровнях власти Финансирование, гранты и инициативы Группы лоббирования/давления рынка Международные группы давления Экологические проблемы Прочее влияние государства в отрасли | Экономическая ситуация и тенденции Динамика ключевой ставки Уровень инфляции Инвестиционный климат в отрасли Зарубежные экономические системы Общие проблемы налогообложения Сезонность / влияние погоды Рынок и торговые циклы Платежеспособный спрос Специфика производства Товаропроводящие цепи и дистрибуция Потребности конечного пользователя Обменные курсы валют Основные внешние издержки |
Социальные факторы | Технологические факторы |
Демография Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы Структура доходов и расходов Базовые ценности Тенденции образа жизни Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии Модели поведения покупателей Мода и образцы для подражания Главные события и факторы влияния Мнения и отношение потребителей Потребительские предпочтения Представления СМИ Точки контакта покупателей Этнические / религиозные факторы Реклама и связи с общественностью | Проблемы интеллектуальной собственности Развитие конкурентных технологий Финансирование исследований Связанные / зависимые технологии Доступ к технологиям, лицензирование, патенты Зрелость технологий Изменение и адаптация новых технологий Производственные возможности Информация и коммуникации Потребители, покупающие технологии Законодательство по технологиям Потенциал инноваций Замещающие технологии/решения |
Пользовательское соглашение (публичная оферта)
Все права защищены © Finlevels 2020