Для оценки макроэкономической среды, позиции компании на рынке, потенциала и направление бизнеса используют PEST-анализ. Это инструмент, позволяющий выявить политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность компании. Применяется в качестве инструмента анализа макроэкономической среды бизнеса.

Для оценки макроэкономической среды, позиции компании на рынке, потенциала и направление бизнеса используют PEST-анализ. Это инструмент, позволяющий выявить политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на деятельность компании. Применяется в качестве инструмента анализа макроэкономической среды бизнеса.

 

 Для проведения PEST-анализа факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы. Можно проводить PEST-анализ по методу «мозгового штурма» в несколько этапов.

На первом этапе участники анализа определяют и указывают временной отрезок, на  который  рассчитан  анализ, выделяют и записывают на доске или большом листе бумаги наиболее крупные факторы  внешней среды по каждому из четырех рассматриваемых блоков.

На втором  этапе  по  каждому  из  выделенных крупных факторов определяются и записываются те явления и события, которые особенно сильно могут воздействовать  в будущем на  предприятие.

На третьем этапе выделенные факторы следует разделить на положительные и отрицательные, создающие для предприятия новые ограничения и угрозы.

На  четвертом этапе  рекомендуется  задать  ряд вопросов по каждому из выявленных положительных факторов, сформулировать и затем зафиксировать письменно ответы на них.

На пятом этапе задаются аналогичные вопросы по каждому из факторов, которые могут оказать отрицательное влияние. Исходя из полученных результатов,  вносятся необходимые поправки в работу предприятия.

 

Главная задача PEST-анализа – это прогнозирование изменения существенных факторов внешней среды, которые могут оказать реальное влияние на деятельность предприятия в перспективе. В зависимости от динамики изменения тех или иных факторов какие-то из них будут улучшаться, а какие-то – ухудшаться. Задача разрабатываемой стратегии развития предприятия – учесть данный прогноз и максимально нейтрализовать негативное влияние этих факторов.

Политические факторы
Экономические факторы

Текущее законодательство на рынке

Будущие изменения в законодательстве

Международное законодательство

Регулирующие органы и нормы

Правительственная политика

Регулирование конкуренции

Торговая политика

Ужесточение госконтроля 

Выборы на всех уровнях власти

Финансирование, гранты и инициативы

Группы лоббирования/давления рынка

Международные группы давления

Экологические проблемы

Прочее влияние государства в отрасли

Экономическая ситуация и тенденции

Динамика ключевой ставки

Уровень инфляции

Инвестиционный климат в отрасли

Зарубежные экономические системы

Общие проблемы налогообложения

Сезонность / влияние погоды

Рынок и торговые циклы

Платежеспособный спрос

Специфика производства

Товаропроводящие цепи и дистрибуция

Потребности конечного пользователя

Обменные курсы валют

Основные внешние издержки

Социальные факторы
Технологические факторы

Демография

Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы

Структура доходов и расходов

Базовые ценности

Тенденции образа жизни

Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии

Модели поведения покупателей

Мода и образцы для подражания

Главные события и факторы влияния

Мнения и отношение потребителей

Потребительские предпочтения

Представления СМИ

Точки контакта покупателей

Этнические / религиозные факторы

Реклама и связи с общественностью

Проблемы интеллектуальной

собственности

Развитие конкурентных технологий

Финансирование исследований

Связанные / зависимые технологии

Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

Зрелость технологий

Изменение и адаптация новых технологий

Производственные возможности

Информация и коммуникации

Потребители, покупающие технологии

Законодательство по технологиям

Потенциал инноваций

Замещающие технологии/решения

Приглашаю присоединиться ко мне в социальных сетях: