Для определения потенциалов компании на рынке, общей рыночной ситуации, изучения возможностей и угроз, исходящих из внешней среды используют простой и эффективный метод изучения внешней среды – SWOT-анализ.

Для определения потенциалов компании на рынке, общей рыночной ситуации, изучения возможностей и угроз, исходящих из внешней среды используют простой и эффективный метод изучения внешней среды – SWOT-анализ.

SWOT — метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), оpportunities (возможности) и threats (угрозы).

SWOT был впервые предложен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнеса и политики. Первоначально он был основан на озвучивании и структурировании информации о текущей ситуации и тенденциях на рынке. В 1965 году профессора Гарвардского университета предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Поскольку SWOT-анализ не содержит экономических категорий, он нашел применение в самых различных областях деятельности. В частности, SWOT-анализ применяют для определения позиции фирмы на рынке.

 SWOT-анализ позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса, выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы и рыночные возможности.

 

Проведение SWOT-анализа заключается в заполнении «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы 

 
Матрица SWOT – анализа

ВОЗМОЖНОСТИ:

1.

10

УГРОЗЫ

1.

10.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

1

10.

Как воспользоваться возможностями
За счет чего можно снизить угрозы

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

1

10.

Что мешает воспользоваться возможностями
Самые большие опасности для компании

На первом этапе SWOT-анализа определяют сильные и слабые стороны бизнеса, отдельных его направлений или предприятия.

Сильные стороны (Strengths)  — то, в чем оно преуспело предприятие или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны (Weaknesses) — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. Это может быть слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса.

Для проведения этого этапа анализа определяют перечень параметров для оценки. По каждому параметру определяют, что является сильной, а что является слабой стороной. Затем заполняется таблица: в первый столбец записывают параметр оценки, а во второй и третий — те сильные и слабые стороны, которые существуют в этом направлении

После этого из всего списка сильных и слабых сторон необходимо выбрать наиболее важные в порядке убывания (от 1 до 10)  и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа. Оптимальным считается, если возможно ограничиться 7-10 сильными и таким же количеством слабых сторон.

 

На втором этапе анализа определяют рыночные возможности и угрозы предприятия.

Рыночные возможности (Opportunities) — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Это может быть ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса на продукцию, появление новых технологий производства, рост уровня доходов населения. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать исследуемое предприятие.

Рыночные угрозы (Threats) — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Это выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение числа покупателей или их доходов и др.

Также как и на первом этапе анализа составляется перечень, по которому необходимо оценить рыночную ситуацию. Каждый пункт перечня относят либо к рыночным возможностям, либо расценивают как угрозу.

Из всего перечня выбирают наиболее важные возможности и угрозы и заносят их в матрицу SWOT-анализа. Для этого каждую возможность (или угрозу) необходимо оценить по двум параметрам, задав два вопроса: «Насколько высока вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять на предприятие?». Необходимо выбрать те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на бизнес.

 

На третьем этапе анализа, пользуясь матрицей, проводят сопоставление имеющихся у предприятия сильных и слабых стороны с рыночными возможностями и угрозами. Это позволяет получить ответ на ряд вопросов: «Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?»,  «Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать?», «За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?», «Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться?».

 

Заполнив матрицу SWOT-анализа, можно обнаружить что:

·        определились основные направления развития предприятия (ячейка 1, показывающая, как можно воспользоваться открывающимися возможностями);

·        выделены основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса (остальные ячейки матрицы).

 

Результаты анализа позволяют определить основные стратегические направления бизнеса, найти лучшие инструменты для использования сильных сторон бизнеса и снижения внешних угроз для компании.

Приглашаю присоединиться ко мне в социальных сетях: