Инвестиционный процесс связан с рисами – потерями денежных средств, связанных с несовершенством рыночного механизма и законодательной системы. Будущий инвестор должен внимательно изучить все виды рисков, которые сопровождают инвестиционный процесс и свои права при осуществление инвестиционной деятельности…

Защита прав и законных интересов инвесторов

 

Инвестиционный процесс связан с рисами – потерями денежных средств, связанных с несовершенством рыночного механизма и законодательной системы. Будущий инвестор должен внимательно изучить все виды рисков, которые сопровождают инвестиционный процесс и свои права при осуществление инвестиционной деятельности…

В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими защиту прав потребителей финансовых услуг в нашей стране, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон “О защите прав потребителей”.

Существуют базовые права потребителей финансовой услуги

1.     Право на информацию об исполнителе (продавце) и об услугах, установлен перечень информации об исполнителе и об услугах, которую исполнитель (продавец) обязан довести до потребителя. Исполнитель обязан предоставлять потребителю информацию об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.

2.     Право на безопасность потребителя финансовой услуги в области безопасности обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в договорах оказания услуг.

3.     Право на выбор означает, что если вы покупаете какую-либо финансовую услугу, то вам не должны в обязательном порядке заставлять приобретать еще какую-нибудь услугу. Например, некоторые банки продают пакет обслуживания банковской карты, в который включено страхование, что является нарушением закона.

4. Право на возмещение ущерба должно быть предоставлено в случаях предоставления ненадлежащей информации о финансовой услуге, наличия недостатков у услуги, наличия недействительных условий договора, ущемляющих права потребителя.

 

Безусловно и это надо запомнить, что у потребителя есть свои обязанности:

1.     Обязанность оплатить финансовую услугу;

2.     Обязанность предоставить все необходимые доказательства другой стороне договора или суду при защите своих прав.

 

 

Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными актами возмещаются инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.

Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, должны быть застрахованы.

 

Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из ключевых компонентов устойчивого рынка финансовых услуг, в рамках которого взаимное влияние поставщиков и потребителей финансовых услуг является уравновешенным, действуют профессиональные стандарты и этика.

 

Для выполнения требования прозрачности и осведомленности потребителей финансовых услуг, развития конкуренции, предотвращения мошенничества и недобросовестной практики были созданы специальные  органы, наделенные полномочиями в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

 

 

Защита прав инвесторов является одним из приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации.

В этом направлении за последнее десятилетие достигнуты серьезные результаты как в области развития законодательства, так и в области улучшения практики защиты прав инвесторов.

         В РФ действует ряд законов, направленных на защиту прав и интересов инвесторов.

 

Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее Закон о защите инвесторов) с целью обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, устанавливает дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

 В соответствии со статьей 7 Закона о защите инвесторов жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.

  

Нормативная правовая база по защите законных прав инвесторов

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  3. Федеральный закон “О рекламе” от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
  5. Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Озащите прав и законных интересов инвесторовна рынке ценных бумаг”
  6. 6. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”.
  7. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 18.11.1995 № 1157 ”О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров”.
  9. Кодекс корпоративного поведения, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 28.11.2001.

По материалам сайта Службы Банка России по финансовым рынкам

 

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.  Согласно ст. 4 Закона обращение гражданина это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба.

 

Предложение рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

 Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

Жалобапросьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. 

 

 

В соответствии со ст. 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

         Законом предусмотрено право гражданина при рассмотрении его обращения получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также установлен общий срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, который составляет 30 дней со дня регистрации обращения (с возможностью его продления не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением гражданина о таком продлении).

 

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

 

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

 

 Самый главный орган исполнительной власти в Российской Федерации, который осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе в финансовой сфере – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Этот орган осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы. На федеральном уровне в Роспотребнадзоре создано управление защиты прав потребителей, где функционирует Отдел организации защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и финансовых услуг; на региональном уровне созданы Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ, в которых созданы Отделы защиты прав потребителей. И наконец на муниципальном уровне созданы Территориальные отделы Роспотребнадзора в муниципальных образованиях.

 Также в системе Роспотребнадзора на всех уровнях действует сеть подведомственных организаций, которая включает федеральные бюджетные учреждения здравоохранения под общим названием “Центр гигиены и эпидемиологии, при которых созданы Центры информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

 

Банк России

 

С 01.09.2013г.  Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является единым регулятором на финансовых рынках, который обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы и финансового рынка Российской Федерации, а также защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

3 марта 2014 года в структуре Банка России была создана служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, которая на сегодняшний день выполняет следующие функции:

·        повышение финансовой грамотности;

·        совершенствования регулирования;

·        рассмотрение обращения;

·        применения мер принуждения;

·        анализ и обобщение практики.

 

В результате создания единого мегарегулятора на финансовых рынках в лице Банка России усилились не только пруденциальный надзор (предварительный, “ранний” надзор, позволяющий регистрировать потенциальные возможности осложнений и проблем в деятельности финансовых институтов) на всех сегментах финансового рынка, но и усилились государственные гарантии защиты прав потребителей финансовых услуг.

 

Министерство финансов Российской Федерации

 

Третьим государственным институтом является Министерство финансов Российской Федерации, которое вырабатывает государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере страховой, банковской, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний.

 

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации

 

Эта служба занимается антимонопольным регулированием и защитой конкуренции в финансовой сфере, а также осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе. Именно на Федеральную антимонопольную службу РФ возложена обязанность по обработке жалоб граждан на ущемление их прав в связи с недобросовестной конкуренцией и недобросовестной рекламой в сфере финансовых услуг.

 

Государственные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления

 

Помимо Роспотребнадзора, можно обратиться в органы исполнительной власти г. Москвы, например в территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве или в муниципалитет по месту своего проживания.

Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав и обращаться в суды в защиту прав потребителей финансовых услуг. Данные органы при выявлении информации оказании финансовых услуг ненадлежащего качества (по жалобе потребителя) информируют Роспотребнадзор или обращаются в суд в защиту прав потребителей финансовых услуг.

Суды

 

В самом последнем случае, можно обращаться в суд.

Суды осуществляют свои полномочия в сфере защиты прав потребителей в случае, если не удалось добиться защиты прав в досудебном порядке.

Таким образом по своему усмотрению инвестор может выбрать порядок урегулирования спора – либо обратиться с иском в суд, не предъявляя предварительных претензий к финансовой организации либо попробовать урегулировать спор в досудебном порядке.

 

Приглашаю присоединиться ко мне в социальных сетях: