Защита прав и законных интересов инвесторов
Инвестиционный процесс связан с рисами – потерями денежных средств, связанных с несовершенством рыночного механизма и законодательной системы. Будущий инвестор должен внимательно изучить все виды рисков, которые сопровождают инвестиционный процесс и свои права при осуществление инвестиционной деятельности…
В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими защиту прав потребителей финансовых услуг в нашей стране, являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон “О защите прав потребителей”.
Существуют базовые права потребителей финансовой услуги
1. Право на информацию об исполнителе (продавце) и об услугах, установлен перечень информации об исполнителе и об услугах, которую исполнитель (продавец) обязан довести до потребителя. Исполнитель обязан предоставлять потребителю информацию об обстоятельствах, которые могут оказать влияние на качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок.
2. Право на безопасность потребителя финансовой услуги в области безопасности обеспечивается закреплением в законах по конкретным видам финансовых услуг основных принципов их предоставления, стандартных и обязательных условий договоров на предоставление финансовых услуг, условий, не допустимых в договорах оказания услуг.
3. Право на выбор означает, что если вы покупаете какую-либо финансовую услугу, то вам не должны в обязательном порядке заставлять приобретать еще какую-нибудь услугу. Например, некоторые банки продают пакет обслуживания банковской карты, в который включено страхование, что является нарушением закона.
4. Право на возмещение ущерба должно быть предоставлено в случаях предоставления ненадлежащей информации о финансовой услуге, наличия недостатков у услуги, наличия недействительных условий договора, ущемляющих права потребителя.
Безусловно и это надо запомнить, что у потребителя есть свои обязанности:
1. Обязанность оплатить финансовую услугу;
2. Обязанность предоставить все необходимые доказательства другой стороне договора или суду при защите своих прав.
Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.
Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов.
Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными актами возмещаются инвесторам, за исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.
Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством, должны быть застрахованы.
Защита прав потребителей финансовых услуг является одним из ключевых компонентов устойчивого рынка финансовых услуг, в рамках которого взаимное влияние поставщиков и потребителей финансовых услуг является уравновешенным, действуют профессиональные стандарты и этика.
Для выполнения требования прозрачности и осведомленности потребителей финансовых услуг, развития конкуренции, предотвращения мошенничества и недобросовестной практики были созданы специальные органы, наделенные полномочиями в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Защита прав инвесторов является одним из приоритетов социально-экономической политики Российской Федерации.
В этом направлении за последнее десятилетие достигнуты серьезные результаты как в области развития законодательства, так и в области улучшения практики защиты прав инвесторов.
В РФ действует ряд законов, направленных на защиту прав и интересов инвесторов.
Федеральный закон от 05.03.1999г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее Закон о защите инвесторов) с целью обеспечения государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, устанавливает дополнительные меры по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.
В соответствии со статьей 7 Закона о защите инвесторов жалобы и заявления инвесторов подлежат рассмотрению федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и иными федеральными органами исполнительной власти, регулирующими рынок ценных бумаг, в срок, не превышающий двух недель со дня подачи жалобы или заявления.
Нормативная правовая база по защите законных прав инвесторов
По материалам сайта Службы Банка России по финансовым рынкам
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Согласно ст. 4 Закона обращение гражданина это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Законом предусмотрено право гражданина при рассмотрении его обращения получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также установлен общий срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, который составляет 30 дней со дня регистрации обращения (с возможностью его продления не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением гражданина о таком продлении).
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Самый главный орган исполнительной власти в Российской Федерации, который осуществляет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, в том числе в финансовой сфере – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Этот орган осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через территориальные органы. На федеральном уровне в Роспотребнадзоре создано управление защиты прав потребителей, где функционирует Отдел организации защиты прав потребителей в сфере ЖКХ и финансовых услуг; на региональном уровне созданы Управления Роспотребнадзора по субъекту РФ, в которых созданы Отделы защиты прав потребителей. И наконец на муниципальном уровне созданы Территориальные отделы Роспотребнадзора в муниципальных образованиях.
Также в системе Роспотребнадзора на всех уровнях действует сеть подведомственных организаций, которая включает федеральные бюджетные учреждения здравоохранения под общим названием “Центр гигиены и эпидемиологии, при которых созданы Центры информирования и консультирования граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.
Банк России
С 01.09.2013г. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является единым регулятором на финансовых рынках, который обеспечивает стабильность и развитие национальной платежной системы и финансового рынка Российской Федерации, а также защиту интересов вкладчиков и кредиторов.
3 марта 2014 года в структуре Банка России была создана служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России, которая на сегодняшний день выполняет следующие функции:
· повышение финансовой грамотности;
· совершенствования регулирования;
· рассмотрение обращения;
· применения мер принуждения;
· анализ и обобщение практики.
В результате создания единого мегарегулятора на финансовых рынках в лице Банка России усилились не только пруденциальный надзор (предварительный, “ранний” надзор, позволяющий регистрировать потенциальные возможности осложнений и проблем в деятельности финансовых институтов) на всех сегментах финансового рынка, но и усилились государственные гарантии защиты прав потребителей финансовых услуг.
Министерство финансов Российской Федерации
Третьим государственным институтом является Министерство финансов Российской Федерации, которое вырабатывает государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере страховой, банковской, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, финансовых рынков, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
Эта служба занимается антимонопольным регулированием и защитой конкуренции в финансовой сфере, а также осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе. Именно на Федеральную антимонопольную службу РФ возложена обязанность по обработке жалоб граждан на ущемление их прав в связи с недобросовестной конкуренцией и недобросовестной рекламой в сфере финансовых услуг.
Государственные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органы местного самоуправления
Помимо Роспотребнадзора, можно обратиться в органы исполнительной власти г. Москвы, например в территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве или в муниципалитет по месту своего проживания.
Региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления вправе рассматривать жалобы потребителей, консультировать по вопросам защиты их прав и обращаться в суды в защиту прав потребителей финансовых услуг. Данные органы при выявлении информации оказании финансовых услуг ненадлежащего качества (по жалобе потребителя) информируют Роспотребнадзор или обращаются в суд в защиту прав потребителей финансовых услуг.
Суды
В самом последнем случае, можно обращаться в суд.
Суды осуществляют свои полномочия в сфере защиты прав потребителей в случае, если не удалось добиться защиты прав в досудебном порядке.
Таким образом по своему усмотрению инвестор может выбрать порядок урегулирования спора – либо обратиться с иском в суд, не предъявляя предварительных претензий к финансовой организации либо попробовать урегулировать спор в досудебном порядке.
Пользовательское соглашение (публичная оферта)
Все права защищены © Finlevels 2020